Р.В. Кроун
21 мая (1 июня) 1789 года — подвиг Романа Кроуна. Небольшой 24-х пушечный коттер (бриг) «Меркурий» под командованием будущего адмирала российского флота Романа Васильевича Кроуна в упорном бою заставил спустить флаг 44-пушечный шведский фрегат «Венус». Своими 24-фунтовыми пушками фрегат мог буквально разнести «Меркурий», даже не входя в зону действия его орудий. Однако, героизм, боевая дерзость и профессиональное мастерство, а также умение использовать военную хитрость, позволили Р.В. Кроуну одержать эту блистательную победу.
Поразительно, что ряд видных историков русского флота, такие как А.С. Кротков и А.П. Соколов считали, что пленение шведского фрегата является заслугой капитана генерал-майорского ранга П.П. Лежнева, в отряд которого входил бриг «Меркурий». При этом ни Лежнев на своем флагманском судне, ни остальные суда его отряда не принимали участия в захвате шведского фрегата, а оставались безучастными свидетелями этого боя.
Начало кампании 1789 года
Шла русско-шведская война 1788-1790 годов. В самом начале 1789 года шведы и русские усиленно готовились к предстоящей кампании. Шведы ставили весьма решительные цели: разбить русский флот, высадить десант на южном побережье Финского залива и двинуться на Петербург с северного и южного направлений. Зная, что по численности его армия значительно превосходит силы русских, шведский король Густав III был уверен в быстрой и легкой победе.
Ближе всех к главной базе шведского флота — Карлскруне находилась эскадра вице-адмирала Т.Г. Козлянинова. Она стояла в Копенгагене и должна была неусыпно следить за действиями шведов, а также уничтожать их торговые суда. Первым на разведку и в крейсерство у шведских берегов вышел бриг «Меркурий». В документах тех лет он назывался катером или коттером, но по современным представлениям его можно назвать бригом, поскольку это было небольшое двухмачтовое судно, которое могло ходить под парусами и на веслах. В качестве вооружения на нем были установлены 22 каронады — гладкоствольные крупнокалиберные орудия с небольшой дальностью стрельбы.
Бриг «Меркурий» и его командир Р.В. Кроун
Бриг «Меркурий»
Командовал кораблем капитан-лейтенант Роман Васильевич Кроун. Всего год назад он прибыл в Россию из Англии и был принят на службу в звании лейтенанта, а через месяц произведен в капитан-лейтенанты и назначен командиром брига «Меркурий». В кампанию 1788 года «Меркурий» неоднократно выходил в крейсерство к берегам Швеции и взял в плен 29 неприятельских торговых судов.
На этот раз бриг «Меркурий» вышел в море 19 апреля 1789 года. Он был хорошо замаскирован. Затянутые черной парусиной пушечные порты, сдвинутые вдоль борта и закрытые орудия, небрежно поставленные паруса и не обтянутый такелаж, придавали ему вид заурядного купеческого судна. Через десять дней у острова Борнхольм с брига обнаружили 12-ти пушечный шведский тендер «Снапоп», который тоже был послан на разведку и в крейсерство. Обманутый наружным видом «Меркурия», шведский тендер подпустил его слишком близко и после непродолжительного боя сдался.
От пленных Кроун узнал много ценных сведений о состоянии шведского флота в Карлскруне, но решил проверить их. Подойдя к острову, расположенному недалеко от Карлскруны, Кроун приказал поднять шведский флаг и потребовал лоцмана. Вскоре появился лоцманский бот, но шведы почувствовали, что-то неладное и решили вернуться. Кроун сам встал к орудию и первым же выстрелом разбил корму бота. Шлюпка с брига «Меркурий» успела поднять из воды двух шведов. Они помогли уточнить данные о военно-морской базе.
Завершив разведку, Кроун 16 мая присоединился к отряду капитана генерал-майорского ранга Лежнева, который был послан Козляниновым в пролив Каттегат для встречи корабля «Сисой Великий», зимовавшего в Норвегии. Вскоре капитан встречного английского купеческого судна сообщил русским, что в Христансфиорде стоит шведский фрегат. Лежнев подошел к этому месту уже ночью и не решился войти в фиорд. Бриг «Меркурий» встал на якорь неподалеку от фрегата.
Бой
Утром 21 мая стоял полный штиль. Отряд русских судов по-прежнему держался на приличном расстоянии, а бриг «Меркурий» на веслах подошел к шведскому фрегату со стороны кормы. Шведы не ожидали от «торгаша» ничего плохого до тех пор, пока он с кратчайшего расстояния не стал осыпать их картечью и книппелями. Однако они быстро пришли в себя и открыли ответный огонь из стоявших на корме двух небольших пушек. При полном безветрии шведский фрегат не мог даже двинуться с места, поэтому «Меркурий» на веслах всегда занимал самую выгодную позицию для использования своей артиллерии.
Захват катером «Меркурий» шведского фрегата «Венус»
С картины А.П. Боголюбова 1845 год
После упорного боя, длившегося более двух часов, 44-пушечный фрегат «Венус» спустил флаг. На нем было взято в плен 302 человека. Наши потери составили 4 убитых и 6 раненых. История Российского флота знает немало случаев, когда наши моряки побеждали гораздо более сильного противника. Об одной из самых ярких таких побед читайте статью о черноморском бриге «Меркурий».
Но по возвращении Кроуна ждали большие неприятности. Во-первых, Лежнев, как командир отряда, подал рапорт об обстоятельствах боя, отметив, прежде всего, свои заслуги. Во-вторых, «доброжелатели» донесли, что в этом походе на борту брига «Меркурий» находилась жена Кроуна, что было категорически запрещено еще со времен Петра I.
Дело приобретало нехороший оборот, и было доложено императрице Екатерине II. Она по достоинству оценила подвиг Кроуна, произвела его в капитаны 2 ранга, наградила орденом св. Георгия 4-й степени, а также назначила пожизненную пенсию. Супруга Кроуна — Марфа Ивановна, которая во время боя перевязывала раненых, была пожалована орденом св. Екатерины.
Фрегат «Венус» отремонтировали и, сохранив название, включили в состав российского флота. Его командиром стал капитан 2 ранга Р.В. Кроун. В 1790 году он отличился в Ревельском сражении, за что ему была вручена золотая шпага с надписью «За храбрость». В Выборгском сражении 22 июня 1790 года Кроун, командуя небольшим отрядом, потопил 15 неприятельских судов гребного флота, а также взял в плен один тендер, 4 галеры, транспорт и канонерскую лодку.
Включившись в погоню за кораблями шведов, фрегат «Венус» под командованием Кроуна догнал в районе Свеаборга и с помощью корабля «Изяслав» после полуторачасового боя взял в плен шведский линейный корабль «Ретвизан». За эти подвиги Кроун получил чин капитана 1-го ранга, орден Святого Владимира 3-й степени и был назначен командиром эскадры из 4 фрегатов и 2 бригов. История Российского флота знает немало примеров успешного применения нашими моряками воинской дерзости, подкрепленной высочайшим профессионализмом и храбростью. Об одном из таких примеров читайте здесь .
Захват катером «Меркурий» шведского фрегата «Венус»
С картины А.П. Боголюбова 1851 год
После войны Кроун командовал многими кораблями и эскадрами Балтийского флота. Надо сказать, что командование с уважением относилось к его английскому происхождению. В периоды серьезного осложнения отношений с Англией Кроуна переводили на Черноморский флот или находили ему должность на берегу. Это не мешало его карьере, он получал новые ордена и звания.
В 1824 году Р.В. Кроун был произведен в полные адмиралы российского флота. Скончался он в 1841 году в возрасте 87 лет. Прослужив в России 53 года, сроднившись с нею и отдав всю свою жизнь новой родине, Роман Васильевич Кроун по справедливости считается адмиралом русским, а не на русской службе. О славной судьбе захваченного им фрегата читайте в статье Фрегат «Венус» — боевой путь .
При написании статьи были использованы следующие материалы.
- Биографический словарь. Санкт-Петербург. 1914 г.
- Кротков А.С. «Повседневная запись замечательных событий в русском флоте». СПб. 1893 г.
- Аренс Е.И. «История русского флота. Екатерининский период». СПб. 1897 г.
- Выходцевский А.П. Биографический очерк о жизни адмирала Р.В. Кроуна. “Кронштадтский Вестник” № 24 и 46 за 1878 год.
Многие иностранцы, также как и Роман Васильевич Кроун, прославили Россию на военном поприще и во многих сферах гражданской деятельности. Они быстро входили в нашу среду и находили здесь вторую Родину. Как Вы относитесь к этому явлению, возможно ли оно в наше время? У Вас, уважаемый читатель, наверняка есть свое мнение об этом. Изложите его в комментариях. Это будет интересно всем!
Слава имени «Меркурий»! Кто бы этими кораблями не командовал — они приносят славу Российскому флоту!
23.01.2015
Иностранные специалисты на определенном этапе необходимы, с условием, что они передают опыт и не мешают карьере офицерам русского флота. Спасибо за интересные статьи!
15.05.2019
Михаил!
Думаю, что Вы недооцениваете и сужаете роль иностранцев. При Петре I они сыграли неоценимую роль в создании Российского флота, а затем своими подвигами приумножили его славу.
01.06.2019