Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Фердинанд Врангель — мореплаватель и исследователь Арктики

Ф.П. Врангель
Ф.П. Врангель
Из собрания ЦВММ

Теплым солнечным днем 14 (26) сентября 1827 года передовые форты Кронштадта салютовали военному транспорту «Кроткий» под командованием опытного мореплавателя капитан-лейтенанта барона Фердинанда Петровича Врангеля. Транспорт возвращался из дальнего похода, который стал уже 25-м кругосветным плаванием русских моряков. Они совершались для защиты дальневосточных владений России, снабжения жителей Камчатки и Русской Америки, а также для проведения научных исследований, которые обеспечили России передовые позиции в изучении Мирового океана.

Прежде чем взойти на мостик «Кроткого» Фердинанд Врангель уже совершил одно кругосветное плавание, а затем возглавил Колымскую экспедицию. Преодолевая все тяготы и невзгоды суровой природы Севера, он уточнил очертания берегов Сибири в обширном районе к востоку от устья реки Индигирки, а также доказал, что море у берегов Сибири зимой не имеет сплошного ледяного покрова. Позднее он станет полным адмиралом, членом Государственного совета, а также почетным членом Петербургской академии наук и одним из учредителей Русского географического общества.

Встреча с В.М. Головниным определила дальнейшую судьбу Фердинанда Врангеля

В.М. Головнин
В.М. Головнин

Его восхождение по служебной лестнице началось в 1815 году, когда юный Фердинанд Врангель первым из 99 воспитанников закончил Морской корпус и получил назначение в Ревель на фрегат «Автроил». Две кампании на этом фрегате дали ему практический опыт морских плаваний и уверенность в своих силах для дальних походов. Узнав в 1817 году о подготовке кругосветного плавания на шлюпе «Камчатка», он подал начальству рапорт о болезни, а сам тайком отправился в Петербург. Там он упросил В.М. Головнина взять его на судно младшим вахтенным офицером.

Встреча с В.М. Головниным оказала решающее влияние не только на судьбу Ф.П. Врангеля, но и на становление его как ученого. На борту «Камчатки» используя библиотеку капитана, он увлеченно восполнял пробелы в своем образовании: изучал теоретическую географию, историю полярных путешествий, астрономию, судовождение. После окончания плавания в сентябре 1819 года В.М. Головнин привлек его к новому проекту, предложив ему возглавить Колымскую экспедицию для исследования северных берегов Восточной Сибири. Одним из его помощников стал мичман Ф.Ф. Матюшкин — близкий друг Пушкина.

Четыре года экспедиция Фердинанда Врангеля работала на крайнем Севере. Его главной заслугой стало нанесение на карту берегов северо-восточной части Сибири, а также изучение природы Северного Ледовитого океана. При этом полностью подтвердились данные первопроходцев Великой Северной экспедиции, которые впервые побывали в этих местах и с поразительной точностью нанесли на карту основные навигационные объекты. Подробности читайте в статье о Татьяне и Василии Прончищевых.

По оценкам современников, лишения и опасности, которые пришлось преодолевать, проявленные бесстрашие и целеустремленность выдвинули Фердинанда Врангеля в первый ряд исследователей Арктики. В июле 1824 года он вернулся в Петербург и был удостоен аудиенции у Александра I, а затем произведен в капитан-лейтенанты и награжден орденом Св. Владимира 4 степени. (О мужестве и самоотверженности наших исследователей Севера читайте в статье об Эдуарде Толле).

После столь опасной и напряженной работы в экспедиции повседневная жизнь в столице показалась Фердинанду Петровичу слишком будничной и неинтересной. В то время у него было много друзей среди декабристов. Позднее он сам признавал, что вполне мог бы принять участие в их деятельности. О роли моряков в этом обществе читайте в статье Моряки в восстании Декабристов. И здесь его опять спас В.М. Головнин, предложив ему отправиться в кругосветное плавание. К началу XIX века северная часть Тихого океана уже была освоена русскими. В 1786 г. правительство России официально объявило о присоединении Аляски и ряда островов Берингова моря, открытых российскими моряками и получивших название Русской Америки.

Кругосветные плавания русских моряков

Защиту русских владений, снабжение жителей и развитие торговли в этих районах можно было обеспечить только путем организации дальних плаваний. Начиная с 1803 года они следовали одно за другим почти ежегодно (подробности читайте здесь). До 1855 года русскими моряками было совершено 41 кругосветное плавание на Дальний Восток. Помимо решения основных задач, они проводили обширные научные исследования Мирового океана. Одновременно, дальние плавания были замечательной школой мореходного искусства.

Парусный военный транспорт тех лет
Парусный военный транспорт тех лет

Учитывая специфику таких плаваний, стали строить и специальные военные транспорты, которые отличались повышенной грузоподъемностью при уменьшении численности экипажа. Одним из таких военных транспортов был «Кроткий». Его строили на Охтинской верфи. Длина судна 27,5 метра, ширина 8,8 метра, вооружение — 16 орудий малого и среднего калибра. Транспорт был спущен на воду 2 мая 1825 года. Сразу же началась подготовка к его плаванию с грузом для Камчатки и Новоархангельска – главного порта Русской Америки. Командиром транспорта был назначен Фердинанд Врангель.

Экипаж транспорта состоял из 50 человек: командира, шести офицеров, доктора и 42 матросов. Среди офицеров были хорошие знакомые Врангеля по предыдущим плаваниям лейтенант Матюшкин и штурман Козьмин. Транспорт шел по уже хорошо известному, но весьма опасному и трудному маршруту: Кронштадт — Копенгаген — Портсмут. Затем пересекал Атлантический океан с заходом в Рио-де-Жанейро, огибал Южную Америку у мыса Горн и через Тихий океан шел в Петропавловск на Камчатке.

Неожиданная трагедия

Наконец, все приготовления были закончены, и 23 августа 1825 года «Кроткий» покинул Кронштадт. Более 40 дней потребовалось ему, чтобы пересечь Атлантический океан. После непродолжительной стоянки в Рио-де-Жанейро для исправления повреждений и отдыха команды, транспорт вновь вышел в море курсом на мыс Горн. Это произошло 14 декабря 1825 года, в день выступления декабристов. Только два года спустя Врангель и Матюшкин узнали о трагической судьбе своих товарищей. Это плавание спасло их обоих от горькой участи декабристов.

Обогнув мыс Горн, и сделав короткую остановку в Вальпараисо (Чили), начали пересекать Тихий океан. Противные ветры и шторма задержали этот переход. Судно нуждалось в ремонте, подходили к концу запасы продовольствия. «Кроткий» зашел на остров Нуку-Хива (Маркизские острова). Здесь произошла трагедия, совершенно необычная для русского мореплавания. Более недели отношения с местными жителями были хорошими, но 16 апреля они неожиданно убили нашего офицера и двух матросов. Фердинанд Врангель решил срочно уходить. На этот раз путь лежал прямо в Петропавловск.

Возвращение

На Камчатке «Кроткий» задержался всего на 3 дня и 14 августа ушел в Ново-Архангельск, куда прибыл 21 сентября. В это время обстановка вокруг русских поселений была благоприятной, и главный правитель Русской Америки считал, что присутствие военного судна не требуется. В связи с этим 12 октября «Кроткий» вышел в обратный путь. На этот раз его курс пролегал через Гавайские острова и Манилу. В этом районе Фердинанд Врангель тщетно искал острова, показанные на некоторых картах или якобы обнаруженные китобоями, но никаких островов не обнаружил.

Далее транспорт пересек Индийский океан, подошел к мысу Доброй Надежды. Здесь “Кроткий” испытал несколько сильных штормов с дождем и грозой, а порой с градом и снегом. Обогнув этот проклятый моряками мыс, транспорт стал продвигаться на север, зашел на остров Св. Елены, а затем уже по привычному маршруту через Портсмут и Копенгаген вернулся в Кронштадт. В течение всего похода офицеры 4 раза в сутки проводили астрономические и метеорологические наблюдения. Позднее их результаты были изданы отдельной книгой.

Заключение

Карта плаваний Врангеля
Карта плаваний Врангеля

С первого дня плавания Фердинанд Врангель постоянно вел дневник, подробно записывая в него все особенности маршрута, сложные ситуации и возможные опасности. Этот дневник мог бы стать ценным первоисточником для научных исследований и оказать неоценимую помощь при подготовке следующих плаваний, однако морское министерство отказалось его опубликовать, а затем он был безвозвратно утерян.

Это кругосветное плавание продолжалось 2 года и 21 день, а самый длительный переход от Манилы до острова Св. Елены, длился 109 дней. По возвращении домой, Ф.П. Врангель был награжден орденом Св. Анны 2-й степени и пожизненной пенсией в размере годового капитан-лейтенантского жалования. Вскоре он был произведен в капитаны 2-го ранга, а 29 декабря 1827 года избран член-корреспондентом Императорской Академии Наук.

Два кругосветных плавания и Колымская экспедиция, произведенные в них открытия и обширные научные исследования выдвинули Фердинанда Врангеля в число выдающихся русских мореплавателей и исследователей Арктики. После этого он еще несколько десятилетий состоял на государственной службе, занимая высокие посты в правительственной иерархии. Одновременно Фердинанд Петрович был членом многих ученых обществ, в том числе почетным членом Петербургской и французской академий наук.

Его сын Фердинанд Фердинандович Врангель (1844-1919) тоже был моряком. Он исследовал Средиземное, Чёрное и Азовское моря, изобрел морской дальномер, а позднее стал первым биографом вице-адмирала С.О. Макарова, с которым он тесно сотрудничал в 1890-е годы на почве гидрологии и полярных исследований.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Черненко М.Б. Фердинанд Петрович Врангель и Федор Федорович Матюшкин. Сборник Русские мореплаватели. Москва. 1953 г.
  • Фердинанд Петрович Врангель. Электронная энциклопедия «Путешественники и мореплаватели» издательского дома «Равновесие» 2004 г.
  • Шварц К.Н. Барон Фердинанд Петрович Врангель 1796-1870. Биографический очерк. Санкт-Петербург. 1872 г.

Совершенно очевидно, что Фердинанд Петрович Врангель сделал блистательную карьеру государственного деятеля, видного мореплавателя и ученого. Такими людьми надо гордиться, но, к сожалению, сейчас его имя почти забыто или находится в тени белогвардейского генерала.
А что Вы, уважаемый читатель, думаете по этому поводу?

Благодарю за поддержку блога!

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика