Русский фрегат
В начале ноября 1807 года англичане захватили фрегат «Спешный». Это произошло в первые же часы начавшейся русско-английской войны 1807-1812 годов. Русский фрегат «Спешный» с грузом иностранной валюты и транспорт «Вильгельмина» с военным обмундированием для находившейся в Средиземном море эскадры вице-адмирала Д.Н. Сенявина были вынуждены зайти в Портсмут для ремонта после сильных штормов. Здесь они и были захвачены английской эскадрой.
Парадоксальность возникшей ситуации заключалась в том, что русский курьер с известием о начале войны с Англией прибыл в Портсмут в ноябре 1807 года всего на 12 часов позднее английского. За это время русские суда были арестованы. Война возникла между Англией и Францией и вскоре в нее были втянуты почти все страны Балтийского и Северного морей, в том числе и Россия.
Международная обстановка
Начало XIX-го века ознаменовалось резким обострением международной обстановки. Англия стала главным организатором коалиций против наполеоновской Франции. После поражения французского флота в сражении при Трафальгаре в 1805 году, Наполеон потерял возможность бороться с Англией на море, и 21 ноября 1806 года объявил о континентальной блокаде Англии, запретив вести торговые, почтовые и иные отношения с Британскими островами. Россия 25 июня 1807 года подписала в Тильзите мирный договор с Францией, и тоже присоединилась к континентальной блокаде Англии.
В ответ Великобритания объявила морскую блокаду Франции и ее союзников, развернув настоящую морскую торговую войну. Больше всего от этого страдала Дания, которая вступила в союз с Францией и собиралась объявить войну Англии. Надо сказать, что Дания издавна была союзником России на Балтийском море.
Фрегат «Спешный»
Именно в это время потребовалось доставить валюту и грузы русской средиземноморской эскадре. Для этой цели и был снаряжен фрегат «Спешный» и транспорт «Вильгельмина». Фрегат — это трехмачтовое военное судно, имевшее до 60 орудий, стоявших в одной закрытой батарее (деке) и на верхней палубе. Фрегаты предназначались для боевых действий, крейсерской службы, дальней разведки и сопровождения транспортов. Они участвовали во всех сражениях русского корабельного флота и дальних экспедициях в Тихий океан, на Камчатку и к берегам Русской Америки. Смотрите, например, статью о фрегате «Венус» .
Фрегат «Спешный» был построен в 1801 г. корабельным мастером Г. Игнатьевым на Соломбальской верфи Архангельска. Его проект оказался настолько удачным, что по этим же чертежам на верфях Архангельска и Санкт-Петербурга с 1801 по 1844 г. было построено еще 33 фрегата. Водоизмещение судна было 1950 тонн, длина — 48,6, ширина — 12,7, осадка — 3,9 метра. Фрегаты этого типа по рангу относились к 44-пушечным, но имели от 44 до 63 орудий. Во время этого похода фрегат «Спешный» имел 50 орудий, в том числе на его верхней палубе было установлено несколько каронад – очень эффективных морских орудий ближнего боя. Экипаж 340 человек.
Бочонок с золотом
В 1803 году фрегат перешел из Архангельска в Кронштадт и находился в составе Балтийского флота. При его снаряжении в дальнее плавание на судно было погружено в бочонках 601 167 испанских пиастров и 140 197 голландских червонцев. «Спешный» должен был также доставить в Англию князя Голицына с семьей. Командиром фрегата с 1804 года был капитан-лейтенант Н.Г. Ховрин. Судно было в отличном состоянии, оно считалось одним из самых быстроходных в Балтийском флоте, поэтому его и решили отправить с деньгами.
К этому времени Никонор Григорьевич Ховрин был уже опытным морским офицером. В 1783 году он закончил Морской кадетский корпус и с тех пор служил на различных судах Балтийского флота. В 1790 году участвовал в Красногорском и Выборгском сражениях. В 1791 году Ховрин впервые взошел на командирский мостик своего судна. Служба проходила успешно, и через несколько лет он был назначен командиром фрегата «Эммануил», а в 1804 году получил один из лучших фрегатов Балтийского флота — «Спешный».
Военный транспорт «Вильгельмина»
В России военные транспорты появились в 70-х годах XVIII-го столетия. Они перевозили военные грузы, принимали участие в высадке десантов, крейсерских операциях, выполняли гидрографические работы и участвовали в научных экспедициях (подробнее о военных транспортах читайте здесь ). Их вооружение составляло обычно до 30 орудий. Значение транспортных судов определялось почти полным отсутствием дорог в России вплоть до середины XIX века.
Военный транспорт
В 1807 году судно «Вильгельмина» было куплено за границей, переоборудовано в военный транспорт и передано в состав Балтийского флота. Его длина составляла — 31,1, ширина — 8,5, а осадка — 2,1 метра. Командиром транспорта был капитан-лейтенант А. М. Пильгард. Судно было весьма тихоходным и довольно ветхим. В то время Д.Н. Сенявину были очень нужны деньги, и фрегат мог бы быстро их доставить. Но Ховрину было приказано сопровождать тихоходный транспорт с обмундированием, что и привело к такому исходу.
Андрей Михайлович Пильгард — голландец по происхождению, в 1789 году принят на русскую службу мичманом. В 1789 году участвовал в победном Роченсальмском сражении , после чего за храбрость и отличия был произведен в лейтенанты и назначен командиром галеры «Пенни». В 1790 году, командуя этой галерой, участвовал в неудачном для нас 2-м Роченсальмском сражении, где был взят в плен. Затем А.М. Пильгард продолжил службу на флоте, совершил несколько дальних плаваний, командовал различными судами, и был произведен в капитан-лейтенанты.
Фрегат Аврора во время бури
С картины художника П.Т. Бориспольца
«Спешный» и «Вильгельмина» 21 июля 1807 года снялись с якоря и покинули Кронштадт. Как только они вышли из Финского залива их встретили английские корабли, которые на почтительном расстоянии постоянно сопровождали «Спешного» и «Вильгельмину». В Копенгаген они пришли 3 августа. Сразу же на фрегат прибыл английский посланник. Действуя с явной неприязнью, он потребовал отчета о пути следования и грузе. При этом ему уже было известно не только количество бочонков, но и сколько монет было в каждом из них.
Поскольку Англия готовилась к войне с Данией, русским судам было предписано срочно покинуть Копенгаген. Договорившись о встрече в Портсмуте, «Спешный» и «Вильгельмина» 5 августа вышли в море, а 16 августа 1807 года англичане высадили десант в Дании и 7 ноября захватили Копенгаген.
Арест наших судов в Портсмуте
В Портсмуте Ховрин полностью подготовил фрегат к дальнейшему плаванию, но транспорта не было. В начале сентября в Портсмут пришел шлюп «Диана» под командой лейтенанта В.М. Головнина. Он следовал на Дальний Восток с заданием исследовать Шантарские и Южные Курильские острова. Русский посланник в Англии советовал Головнину и Ховрину срочно уходить. Он предполагал, что Ховрин может ожидать транспорт в каком-либо порту дружественной России страны. Головнин тоже советовал Ховрину срочно уходить, так как все говорили о приближении войны с Англией. Но Ховрин медлил. «Диана» ушла 1 ноября, а 3 мая 1808 года она зашла для ремонта в южноафриканский порт Саймонстаун (ныне Кейптаун) и была задержана английскими властями. Подробности читайте в статье «Адмирал Головнин — мореплаватель, ученый, писатель» .
Наконец, 2 ноября в Портсмут пришел транспорт, но он имел серьезные повреждения и требовал ремонта. К этому времени эскадра вице-адмирала Д.Н. Сенявина покинула Средиземное море в августе 1808 годаи пришла в Лиссабон. Почти все корабли эскадры имели серьезные повреждения и нуждались в ремонте. Вскоре русские корабли были блокированы английским флотом. Сенявину пришлось сдать корабли англичанам с условием, что они будут возвращены России после окончания войны. Англия вернула эти корабли в 1913 году.
Видя такое развитие событий, русский посланник в Англии запретил Ховрину выходить в море. Вскоре наши фрегат и транспорт на рейде Портсмута были окружены английскими кораблями, которые стояли с заряженными пушками в полной готовности к бою и походу, так что нечего было и думать прорваться в море. Посланник решил выгрузить деньги и сдать их в английский банк, но было уже поздно — русские суда были арестованы. Английский адмирал Монтагю объявили их экипажи военнопленными, а корабли призами.
Фрегат в плавании
Командир «Спешного» собрал офицеров и сообщил, что решил сдаться, поскольку в таких условиях сопротивление бесполезно. Офицеры молча согласились с ним, хотя и были готовы к бою. Русские матросы были отправлены а плавучую тюрьму. Офицерам под честное слово разрешили жить на квартирах в предместье Портсмута. Фрегат простоял на рейде под английским флагом еще 5 дней, а затем его отвели к причалу и разоружили.
Государь император Александр I, узнав об обстоятельствах дела, повелел командиров фрегата «Спешный» и транспорта «Вильгельмина» за неисполнение возложенных на них поручений, со службы уволить. Однако сам факт сдачи фрегата Ховрину в вину не поставили, т.к. все понимали, что защита в данных обстоятельствах была бы совершенно бесполезной.
Бедственное положение русских моряков в английском плену
Капитан-лейтенант Ховрин очень переживал случившееся, в связи с чем у него возникло тяжелое психическое расстройство. Английское правительство разрешило ему вернуться в Россию. Дома он вылечился, в 1810 году получил прощение и вновь был принят на службу. Служил достойно и скончался в 1819 году в звании капитана 1 ранга.
Условия содержания в тюрьме наших матросов были ужасные. Везде железные решетки, на палубе стояли железные щиты с бойницами, чтобы охрана могла стрелять по заключенным. Теснота жуткая. Одежды нет, пища плохая. Англичане употребили все средства, чтобы сделать плен более тяжелым и заставить русских забыть свою присягу, свои обязанности и Отечество. Некоторые не устояли и никогда не вернулись в Россию.
В связи с празднованием 50-летия правления Георга III 13 октября 1810 года всем русским военнопленным было разрешено вернуться на Родину. Однако у них не было денег на обратную дорогу. Тогда офицеры написали в английское адмиралтейство письмо, в котором заявили, что у них совершенно нет денег на проживание, и просили поместить их на блокшив, в тюрьму, где содержались русские матросы. Но жить там было совершенно невозможно.
Получив добровольные пожертвования англичан, они отправились обратно в предместье Портсмута. Только в 1811 году из России стали приходить деньги им на проживание. На эти деньги офицерам и большинству матросов удалось вернуться в Россию на судах российского флота, шедших в Кронштадт. По прибытии в Россию и офицерам и матросам все время пребывания в плену засчитали в срок службы, а также выдали причитающееся жалование и обмундирование. Офицеров назначили на новые должности.
А.М. Пильгарда назначили командиром 7-го гребного экипажа в Кронштадте. Затем он был командиром порта Або (ныне Турку), после этого — командиром порта Свеаборг (сейчас это Хельсинки), в 1820 году был произведен в капитаны 1 ранга и скончался в 1829 году.
При написании статьи были использованы следующие материалы.
- В. Шульц «Плен в Англии фрегата «Спешный» и транспорта «Вильгельмина» в 1807 году». Журнал «Морской сборник» № 1 за 1855 год.
- Общий морской список. Санкт-Петербург. 1890 г.
- Электронный справочник «Парусный флот». Компания «Медиахауз». 2006 г.
- Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. Санкт-Петербург. 1890-1907 гг.
На первый взгляд,
уважаемый читатель,
может показаться, что Ховрин проявил недопустимую медлительность, но надо учесть, что на него была возложена ответственность не только за фрегат, но и за транспорт «Вильгельмина», который вот-вот должен был прийти в Портсмут. На мой взгляд, это делает вину Ховрина не такой однозначной. А что Вы думаете по этому вопросу?
Поделитесь своим мнением в комментариях. Это будет интересно всем!