Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Фрегат «Спешный» захвачен англичанами

Фрегат
Русский фрегат

В начале ноября 1807 года англичане захватили фрегат «Спешный». Это произошло в первые же часы начавшейся русско-английской войны 1807-1812 годов. Русский фрегат «Спешный» с грузом иностранной валюты и транспорт «Вильгельмина» с военным обмундированием для находившейся в Средиземном море эскадры вице-адмирала Д.Н. Сенявина были вынуждены зайти в Портсмут для ремонта после сильных штормов. Здесь они и были захвачены английской эскадрой.

Парадоксальность возникшей ситуации заключалась в том, что русский курьер с известием о начале войны с Англией прибыл в Портсмут в ноябре 1807 года всего на 12 часов позднее английского. За это время русские суда были арестованы. Война возникла между Англией и Францией и вскоре в нее были втянуты почти все страны Балтийского и Северного морей, в том числе и Россия.

Международная обстановка

Начало XIX-го века ознаменовалось резким обострением международной обстановки. Англия стала главным организатором коалиций против наполеоновской Франции. После поражения французского флота в сражении при Трафальгаре в 1805 году, Наполеон потерял возможность бороться с Англией на море, и 21 ноября 1806 года объявил о континентальной блокаде Англии, запретив вести торговые, почтовые и иные отношения с Британскими островами. Россия 25 июня 1807 года подписала в Тильзите мирный договор с Францией, и тоже присоединилась к континентальной блокаде Англии.

В ответ Великобритания объявила морскую блокаду Франции и ее союзников, развернув настоящую морскую торговую войну. Больше всего от этого страдала Дания, которая вступила в союз с Францией и собиралась объявить войну Англии. Надо сказать, что Дания издавна была союзником России на Балтийском море.

Фрегат «Спешный»

Именно в это время потребовалось доставить валюту и грузы русской средиземноморской эскадре. Для этой цели и был снаряжен фрегат «Спешный» и транспорт «Вильгельмина». Фрегат — это трехмачтовое военное судно, имевшее до 60 орудий, стоявших в одной закрытой батарее (деке) и на верхней палубе. Фрегаты предназначались для боевых действий, крейсерской службы, дальней разведки и сопровождения транспортов. Они участвовали во всех сражениях русского корабельного флота и дальних экспедициях в Тихий океан, на Камчатку и к берегам Русской Америки. Смотрите, например, статью о фрегате «Венус».

Фрегат «Спешный» был построен в 1801 г. корабельным мастером Г. Игнатьевым на Соломбальской верфи Архангельска. Его проект оказался настолько удачным, что по этим же чертежам на верфях Архангельска и Санкт-Петербурга с 1801 по 1844 г. было построено еще 33 фрегата. Водоизмещение судна было 1950 тонн, длина — 48,6, ширина — 12,7, осадка — 3,9 метра. Фрегаты этого типа по рангу относились к 44-пушечным, но имели от 44 до 63 орудий. Во время этого похода фрегат «Спешный» имел 50 орудий, в том числе на его верхней палубе было установлено несколько каронад – очень эффективных морских орудий ближнего боя. Экипаж 340 человек.

Бочонок с золотом
Бочонок с золотом

В 1803 году фрегат перешел из Архангельска в Кронштадт и находился в составе Балтийского флота. При его снаряжении в дальнее плавание на судно было погружено в бочонках 601 167 испанских пиастров и 140 197 голландских червонцев. «Спешный» должен был также доставить в Англию князя Голицына с семьей. Командиром фрегата с 1804 года был капитан-лейтенант Н.Г. Ховрин. Судно было в отличном состоянии, оно считалось одним из самых быстроходных в Балтийском флоте, поэтому его и решили отправить с деньгами.

К этому времени Никонор Григорьевич Ховрин был уже опытным морским офицером. В 1783 году он закончил Морской кадетский корпус и с тех пор служил на различных судах Балтийского флота. В 1790 году участвовал в Красногорском и Выборгском сражениях. В 1791 году Ховрин впервые взошел на командирский мостик своего судна. Служба проходила успешно, и через несколько лет он был назначен командиром фрегата «Эммануил», а в 1804 году получил один из лучших фрегатов Балтийского флота — «Спешный».

Военный транспорт «Вильгельмина»

В России военные транспорты появились в 70-х годах XVIII-го столетия. Они перевозили военные грузы, принимали участие в высадке десантов, крейсерских операциях, выполняли гидрографические работы и участвовали в научных экспедициях (подробнее о военных транспортах читайте здесь). Их вооружение составляло обычно до 30 орудий. Значение транспортных судов определялось почти полным отсутствием дорог в России вплоть до середины XIX века.

Военный транспорт
Военный транспорт

В 1807 году судно «Вильгельмина» было куплено за границей, переоборудовано в военный транспорт и передано в состав Балтийского флота. Его длина составляла — 31,1, ширина — 8,5, а осадка — 2,1 метра. Командиром транспорта был капитан-лейтенант А. М. Пильгард. Судно было весьма тихоходным и довольно ветхим. В то время Д.Н. Сенявину были очень нужны деньги, и фрегат мог бы быстро их доставить. Но Ховрину было приказано сопровождать тихоходный транспорт с обмундированием, что и привело к такому исходу.

Андрей Михайлович Пильгард — голландец по происхождению, в 1789 году принят на русскую службу мичманом. В 1789 году участвовал в победном Роченсальмском сражении, после чего за храбрость и отличия был произведен в лейтенанты и назначен командиром галеры «Пенни». В 1790 году, командуя этой галерой, участвовал в неудачном для нас 2-м Роченсальмском сражении, где был взят в плен. Затем А.М. Пильгард продолжил службу на флоте, совершил несколько дальних плаваний, командовал различными судами, и был произведен в капитан-лейтенанты.

Фрегат Аврора во время бури
Фрегат Аврора во время бури
С картины художника П.Т. Бориспольца

«Спешный» и «Вильгельмина» 21 июля 1807 года снялись с якоря и покинули Кронштадт. Как только они вышли из Финского залива их встретили английские корабли, которые на почтительном расстоянии постоянно сопровождали «Спешного» и «Вильгельмину». В Копенгаген они пришли 3 августа. Сразу же на фрегат прибыл английский посланник. Действуя с явной неприязнью, он потребовал отчета о пути следования и грузе. При этом ему уже было известно не только количество бочонков, но и сколько монет было в каждом из них.

Поскольку Англия готовилась к войне с Данией, русским судам было предписано срочно покинуть Копенгаген. Договорившись о встрече в Портсмуте, «Спешный» и «Вильгельмина» 5 августа вышли в море, а 16 августа 1807 года англичане высадили десант в Дании и 7 ноября захватили Копенгаген.

Арест наших судов в Портсмуте

В Портсмуте Ховрин полностью подготовил фрегат к дальнейшему плаванию, но транспорта не было. В начале сентября в Портсмут пришел шлюп «Диана» под командой лейтенанта В.М. Головнина. Он следовал на Дальний Восток с заданием исследовать Шантарские и Южные Курильские острова. Русский посланник в Англии советовал Головнину и Ховрину срочно уходить. Он предполагал, что Ховрин может ожидать транспорт в каком-либо порту дружественной России страны. Головнин тоже советовал Ховрину срочно уходить, так как все говорили о приближении войны с Англией. Но Ховрин медлил. «Диана» ушла 1 ноября, а 3 мая 1808 года она зашла для ремонта в южноафриканский порт Саймонстаун (ныне Кейптаун) и была задержана английскими властями. Подробности читайте в статье «Адмирал Головнин — мореплаватель, ученый, писатель».

Наконец, 2 ноября в Портсмут пришел транспорт, но он имел серьезные повреждения и требовал ремонта. К этому времени эскадра вице-адмирала Д.Н. Сенявина покинула Средиземное море в августе 1808 годаи пришла в Лиссабон. Почти все корабли эскадры имели серьезные повреждения и нуждались в ремонте. Вскоре русские корабли были блокированы английским флотом. Сенявину пришлось сдать корабли англичанам с условием, что они будут возвращены России после окончания войны. Англия вернула эти корабли в 1913 году.

Видя такое развитие событий, русский посланник в Англии запретил Ховрину выходить в море. Вскоре наши фрегат и транспорт на рейде Портсмута были окружены английскими кораблями, которые стояли с заряженными пушками в полной готовности к бою и походу, так что нечего было и думать прорваться в море. Посланник решил выгрузить деньги и сдать их в английский банк, но было уже поздно — русские суда были арестованы. Английский адмирал Монтагю объявили их экипажи военнопленными, а корабли призами.

Фрегат в плавании
Фрегат в плавании

Командир «Спешного» собрал офицеров и сообщил, что решил сдаться, поскольку в таких условиях сопротивление бесполезно. Офицеры молча согласились с ним, хотя и были готовы к бою. Русские матросы были отправлены а плавучую тюрьму. Офицерам под честное слово разрешили жить на квартирах в предместье Портсмута. Фрегат простоял на рейде под английским флагом еще 5 дней, а затем его отвели к причалу и разоружили.

Государь император Александр I, узнав об обстоятельствах дела, повелел командиров фрегата «Спешный» и транспорта «Вильгельмина» за неисполнение возложенных на них поручений, со службы уволить. Однако сам факт сдачи фрегата Ховрину в вину не поставили, т.к. все понимали, что защита в данных обстоятельствах была бы совершенно бесполезной.

Бедственное положение русских моряков в английском плену

Капитан-лейтенант Ховрин очень переживал случившееся, в связи с чем у него возникло тяжелое психическое расстройство. Английское правительство разрешило ему вернуться в Россию. Дома он вылечился, в 1810 году получил прощение и вновь был принят на службу. Служил достойно и скончался в 1819 году в звании капитана 1 ранга.

Условия содержания в тюрьме наших матросов были ужасные. Везде железные решетки, на палубе стояли железные щиты с бойницами, чтобы охрана могла стрелять по заключенным. Теснота жуткая. Одежды нет, пища плохая. Англичане употребили все средства, чтобы сделать плен более тяжелым и заставить русских забыть свою присягу, свои обязанности и Отечество. Некоторые не устояли и никогда не вернулись в Россию.

В связи с празднованием 50-летия правления Георга III 13 октября 1810 года всем русским военнопленным было разрешено вернуться на Родину. Однако у них не было денег на обратную дорогу. Тогда офицеры написали в английское адмиралтейство письмо, в котором заявили, что у них совершенно нет денег на проживание, и просили поместить их на блокшив, в тюрьму, где содержались русские матросы. Но жить там было совершенно невозможно.

Получив добровольные пожертвования англичан, они отправились обратно в предместье Портсмута. Только в 1811 году из России стали приходить деньги им на проживание. На эти деньги офицерам и большинству матросов удалось вернуться в Россию на судах российского флота, шедших в Кронштадт. По прибытии в Россию и офицерам и матросам все время пребывания в плену засчитали в срок службы, а также выдали причитающееся жалование и обмундирование. Офицеров назначили на новые должности.

А.М. Пильгарда назначили командиром 7-го гребного экипажа в Кронштадте. Затем он был командиром порта Або (ныне Турку), после этого — командиром порта Свеаборг (сейчас это Хельсинки), в 1820 году был произведен в капитаны 1 ранга и скончался в 1829 году.

При написании статьи были использованы следующие материалы.

  • В. Шульц «Плен в Англии фрегата «Спешный» и транспорта «Вильгельмина» в 1807 году». Журнал «Морской сборник» № 1 за 1855 год.
  • Общий морской список. Санкт-Петербург. 1890 г.
  • Электронный справочник «Парусный флот». Компания «Медиахауз». 2006 г.
  • Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. Санкт-Петербург. 1890-1907 гг.

На первый взгляд, уважаемый читатель, может показаться, что Ховрин проявил недопустимую медлительность, но надо учесть, что на него была возложена ответственность не только за фрегат, но и за транспорт «Вильгельмина», который вот-вот должен был прийти в Портсмут. На мой взгляд, это делает вину Ховрина не такой однозначной. А что Вы думаете по этому вопросу?
Поделитесь своим мнением в комментариях. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика