Суда на рейде Ново-Архангельска
Российско-Американская компания (РАК), активно работавшая при покровительстве государства в северо-восточной части Тихого океана с 1799 по 1867 год, постоянно имела небольшое количество парусных судов. Собственный флот был совершенно необходим для поддержания грузопассажирского сообщения между Охотском, Камчаткой, Ново-Архангельском (столицей Российско-Американской компании) и русскими поселениями в Америке.
Кроме того, для снабжения русских владений на Дальнем Востоке и проведения научных исследований ежегодно из Кронштадта посылалось одно военное судно, которое на целый год оставалось в ведении РАК. Таким образом было проведено 25 морских экспедиций, в том числе 13 кругосветных плаваний. Многие из этих судов оставили заметный след в истории нашей страны и Российского флота. Среди их командиров были знаменитые мореплаватели: И.Ф. Крузенштерн, В.М. Головин, М.П. Лазарев, О.Е. Коцебу и Ф.П. Литке.
Первые же шлюпы Российско-Американской компании вошли в историю России
Морские перевозки позволяли сократить транспортные расходы и сроки доставки грузов (11 месяцев морским путем, вместо 17 через Сибирь). Первыми в истории РАК стали небольшие трехмачтовые шлюпы «Леандр” («Надежда», 450 т) и «Темза» («Нева», 370 т), купленные в 1802 г. в Лондоне для первой русской кругосветной экспедиции во главе с И.Ф. фон Крузенштерном и Ю.Ф. Лисянским. Они совершили свой кругосветный вояж в 1803-1806 гг. Через два года, в 1808 году, шлюп «Надежда» был затерт льдами у берегов Дании и погиб.
Шлюп «Нева» совершил еще одно плавание в Русскую Америку под начальством лейтенанта Л.А. фон Гагемейстера в 1806-1808 гг. и остался в распоряжении правления Российско-Американской компании. Однако 9 января 1813 г. после тяжелого продолжительного плавания шлюп разбился о скалы вблизи Ново-Архангельска — столицы Русской Америки на острове Ситха (Баранова). Из 90 находившихся на борту людей спасти удалось только 24 человека.
Шлюпы «Нева» и «Надежда» в кругосветном плавании
С картины Е.В. Войшвилло
Судьба известной всем «Юноны», «Суворова» и брига «Рюрик»
В 1805 г. неофициальный глава Российско-Американской компании камергер Н.П. Резанов купил в Ново-Архангельске небольшой трехмачтовый корабль водоизмещением около 250 тонн «Джуноу» и переименовал его в «Юнону». На нем он совершил плавание в Калифорнию, где закупил продовольствие для Ново-Архангельска. В 1807-1808 гг. «Юнона» по приказу Н.П. Резанова ходила для разорения японских поселений на Южных Курилах и Сахалине, чтобы силой заставить японцев вступить в торговые связи с Российско-Американской компанией. Совершив еще несколько плаваний, «Юнона» разбилась 3 ноября 1811 года вблизи Петропавловска.
В 1812 году для кругосветной экспедиции в Русскую Америку с целью доставки туда грузов и людей был приобретен американский трехмачтовый корабль «Суворов». Он имел водоизмещение, по разным данным, от 300 до 335 т и нес 8 12-фунтовых каронад. Командовал кораблем лейтенант М.П. Лазарев (о его участии в открытии Антарктиды читайте здесь ). Этот корабль отправился в свой первый вояж в 1813 г., а в 1816 г. возвратился в Кронштадт. В 1816-1819 годах «Суворов» совершил еще одно кругосветное плавание в Русскую Америку под командованием лейтенанта З.И. Панафидина (Понафидина).
В 1815 г. на средства графа Н.П. Румянцева на верфи в финском городе Або (Турку) был построен бриг «Рюрик» (180 т). Он отличался хорошим качеством и мореходностью. В 1815 году «Рюрик» под командованием лейтенанта О.Е. фон Коцебу отправился в кругосветное плавание с целью пройти из Тихого океана в Атлантику северным морским путем. В ходе этой экспедиции Коцебу открыл несколько островов и исследовал западное побережье Аляски. После завершения плавания в 1818 г. бриг был приобретен Российско-Американской компанией. В 1821 году его вновь отправили в колонии, где он и служил до 1831 года. Подробнее о кругосветных плаваниях Коцебу читайте в статье «Мореплаватель О.Е. Коцебу служил флоту и науке» .
Барк «Кутузов» и американские бриги
В 1815 г. во французском порту Гавр представитель Российско-Американской компании лейтенант Л.А. фон Гагемейстер приобрел для Российско-Американской компании еще один американский трехмачтовый барк, получивший название «Кутузов». На следующий год он ушел в колонии под командованием Гагемейстера, который в начале 1818 годуa сменил А.А. Баранова на посту главного правителя Русской Америки. С этого времени все главные правители рекрутировались исключительно из офицеров военно-морского флота. «Кутузов» благополучно возвратился в Кронштадт в 1819 году, а затем совершил еще одно плавание в Русскую Америку в 1820-1822 годах.
В период 1819-1827 годов Российско-Американская компания пополнила свой флот американскими бригами, которые числились под названиями: «Головнин», «Байкал», «Охотск» и «Чичагов». Они имели хорошие мореходные качества и обладали высокой прочностью. Бриг «Байкал» служил с 1824 до 1851 г.(!) Бриг «Охотск» был потерян только в ходе Крымской войны. В Амурском лимане 16 июля 1855 года его перехватил английский военный пароход. Капитан «Охотска», финский шкипер Аксель Юзелиус, вынужден был взорвать судно, чтобы оно не досталось врагу.
Бриг «Рюрик» в штормовом море
С картины Е.В. Войшвилло
Следующим приобретением Российско-Американской компании стал американский бриг «Великий князь Константин». Этот корабль стал первым из европейских судов, которое вошло в устье реки Амур. Это произошло летом 1846 года, командовал судном подпоручик A.M. Гаврилов. О дальнейших исследованиях устья реки Амур и прилегавших к ней областей читайте в статье о об адмирале Невельском . В эти же годы за рубежом были куплены корабли «Цесаревич» «Ситха» и «Камчатка».
Перипетии Крымской войны
Во время Крымской войны особая опасность нависла над кораблем «Цесаревич», отправившимся в декабре 1853 г. с грузом пушнины из Ново-Архангельска в Кронштадт вокруг мыса Доброй Надежды. Капитан судна, опытный датский шкипер Б. Йорьян, зайдя на остров Св. Елены, узнал о начале военных действий. Он распространил слух, что его корабль с ценным грузом пойдет через пролив Ла-Манш. Англичане, узнав об этом, отрядили четыре военных корабля для захвата русского судна. Но «Цесаревич» обогнул Британские острова с севера и пришел в Гамбург.
А вот корабль «Ситха» был захвачен эскадрой союзников утром 27 августа 1854 г. неподалеку от Петропавловска. Судам «Камчатка» и «Император Николай I” пришлось стоять в Сан-Франциско до окончания военных действий. Впоследствии клипер «Камчатка» служил вплоть до продажи Русской Америки США, совершив несколько кругосветных плаваний, а корабль «Император Николай I” потерпел крушение в 1865 г. у курильского острова Онекотан. К счастью, весь экипаж и пассажиры были спасены.
Заключение
Мореходные качества, выучка экипажей и мастерство капитанов собственных судов компании обычно оставляли желать лучшего, поэтому кораблекрушения были чуть ли не ежегодным явлением. По статистике, в течение 22 лет (1799-1821) Российско-Американская компания почти ежегодно теряла по одному судну. Исходя из этого практиковалось использование зафрактованных судов, а также судов Российско-Финляндской китоловной компании (1850-1863), в которой половина капитала принадлежала РАК, а сами суда были финляндской постройки с финскими экипажами.
К началу 1860-х годов во флоте Российско-Американской компании было более 30 судов иностранной постройки, из них американских — 19; немецких — 6, финских — 5 (включая 2 фрахтованных); английских — 3; мексиканских — 1. Представители Российско-Американской компании объясняла это высоким качеством и техническим совершенством иностранных судов.
При написании статьи была использована публикация А.В. Гринёва «Иностранные суда в составе флота Российско-Американской компании (1799-1867 годы)» журнал «Новая и новейшая история № 1 за 2015 год, а также некоторые другие материалы.
Суда Российско-американской компании совершили целый ряд дальних плаваний из Ново-Архангельска в Кронштадт и обратно. При этом наши моряки провели обширные научные исследования и получили ценнейший опыт длительного пребывания в море. Во многом благодаря этим плаваниям Россия стала занимать передовые позиции в области изучения Мирового океана. Эта страница истории российского флота довольно скупо освещена в нашей литературе. Представляет ли она интерес для Вас, уважаемый читатель?
Поделитесь своим мнением в комментариях. Это будет интересно всем!